Как создать в Беларуси интернет-магазин

Создание интернет-магазина — это не только создание сайта в сети интернет, с которого можно купить товар, но ещё и довольно большая подводная часть айсберга. Она не видна покупателю, и с которой очень тесно знакомы предприниматели. Более того, вы можете создать сайт и не позиционировать его как интернет-магазин. Тем не менее, у Министерства торговли есть свой взгляд на этот вопрос. Например, непосредственно с сайта продажи не осуществляются, а сайт у фирмы служит визиткой или каталогом. Но тот факт, что есть товар, указаны цены и есть данные, которые приведут потенциального покупателя в физический магазин или позволят заказать продукцию по телефону, делает из сайта интернет-магазин. Таким образом добавляются определённые требования, к примеру, регистрация в Торговом реестре Республики Беларусь. Но мы будем рассматривать создание таких интернет-магазинов, которые позволяют максимально легко купить понравившийся товар непосредственно со страницы сайта.

Прежде чем создать интернет-магазин, разделим процесс на условные этапы. Понимание количества и важности каждого из них поможет в принятии решения о создании бизнеса или определении этапа, на котором вы находитесь. Но это не значит, что всё будет идти в строгом хронологическом порядке. Это сложный процесс и всё будет накладываться друг на друга во времени и пересматриваться. Итак:

  • Проектирование бизнеса
  • Создание сайта интернет-магазина
  • Наполнение сайта товарами
  • Реклама и раскрутка сайта

Все этапы включают широкую область знаний: экономику, бухгалтерию, менеджерские навыки. В открытии магазина в сети интернет присутствуют такие же предпринимательские риски, как и при открытии физического. В финансовом выражении их размер зачастую ниже, но не стоит расслабляться и относится к делу с меньшей серьёзностью.

Проектирование бизнеса

Составление проекта бизнеса — это очень ответственный этап. Особенно если это первый опыт в области предпринимательства. В любом случае к нему необходимо отнестись ответственно. Как любой бизнес-проект, интернет-магазин должен приносить прибыль. Это обязательное условие для его существования, иначе он превратится в хобби. Какие именно товары продавать, каких поставщиков выбирать и подобные вопросы — тема не данной статьи, но всё-таки мы упомянем важные моменты, на которые стоит обратить внимание.

Первое — это товар, который вы будете продавать. Это будет товар собственного производства или вы будете сотрудничать с оптовыми поставщиками, накидывая свою маржу. Во втором случае очень важно сделать предварительный расчёт. Сможете ли вы конкурировать на рынке? Очень часто на этом этапе не учитываются накладные расходы. На первых порах кажется, что в отличие от обычного физического магазина, в интернет-магазине затрат нет. Это не так. Да, их значительно меньше, но их надо принимать во внимание.

В интернет-магазине возникают расходы, которые неподготовленные предприниматели могут обнаружить слишком поздно:

  • Затраты на поисковое продвижение сайта (seo-продвижение) и контекстную рекламу. Это то, что не позволяет вашему бизнесу превратиться в хобби. Важно понимать, что качественные услуги оплачиваются не с вашего кошелька, а с кошелька покупателей. Но может возникнуть следующая ситуация. При успешной рекламной и seo-кампании установленная цена превышает ту, за которую посетитель готов купить товар. Таким образом трафик не конвертируется в деньги. Могут быть и другие сценарии, мы о них поговорим в одной из следующих статей.
  • Затраты на заполнение карточек товаров. Даже при высокой автоматизации, при заполнении остаётся высокая доля ручной работы. Поставщики товаров часто не задумываются о предоставлении исчерпывающей информации о продукции, поэтому приходится искать описание, способы применения и другую информацию на сайте производителя, печатать инструкции, писать уникальные обзоры. Всё это отнимает много времени или денег, если для выполнения данной работы нанять человека.
  • Затраты на оплату услуг по предоставлению хостинга. Ограничиться самыми дешёвыми тарифами будет сложно. В интернет-магазинах, в отличие от простого сайта-визитки, большой объём базы данных и большая нагрузка на сайт.
  • Затраты на регистрацию домена.
  • Затраты на поддержание постоянной связи с потенциальными покупателями, на онлайн-консультации. С увеличением количества покупателей, вы уже не сможете самостоятельно отвечать на звонки — придётся устраивать на работу наёмных сотрудников.

Затраты на создание интернет-магазина

Как и любой бизнес, интернет-магазин требует юридического оформления. Выбор организационно-правовой формы помимо всего прочего основывается на налоговом режиме. В зависимости от особенностей условий, на которых будет происходить сотрудничество с поставщиками, будут ли наёмные рабочие или нет, можно подобрать оптимальный вариант. Также стоит помнить, что если вы ремесленник, то продавать в веб-магазинах сможете только после регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или через юридическое лицо.

Также обратите внимание на пункт 5.1.2. НК Республики Беларусь.

Никогда не просчитаешь проект, который будет прибыльным. Особенно если это первый интернет-магазин. Можно лишь увеличить вероятность его успеха. Есть пункты, которые дадут больше пользы, есть те, которые не понадобятся. Важно понимание ниши, в которую вы идете. Что продавать, кому продавать и как обыграть конкурентов (или проигнорировать, иногда работает лучше). Ниша — эпицентр, она — основа. Если выбрать неправильно — остальное неважно.

Продавать лучше те товары, в которых вы разбираетесь. Таким образом проще сформировать ассортимент не обращаясь за сторонней помощью и иметь запас мотивации. Но здесь есть свои ловушки. Если у вас есть маленькие дети и есть желание продавать детские товары — подумайте, прежде чем принимать решение. Когда дети вырастут, останется ли интерес? Или же вы увлекаетесь рыбалкой, при этом ловите только топовыми снастями. При этом покупатели будут желать приобретать дешёвые китайские реплики. Готовы ли вы формировать бюджетный ассортимент или же идти сложным путем продвижения дорогих товаров?

Как попасть в покупателя? Для начала ищем спрос. Сервисы Wordstat.Yandex и Google AdWords в помощь. Подробный подбор запросов пока затрагивать не будем, его проще делать с помощью специального софта. Для начала в Wordstat.Yandex выбираем интересующий регион (кликаем на «Все регионы») и вводим запросы, по которым предположительно будут искать товар покупатели, к примеру, «купить мужские туфли». Получаем предварительный прогноз на месяц количества запросов. Отнимаем то, что имеет большую частотность и не отражает ваш предпринимательский интерес, например, слова с добавкой «в Украине». Выражения с низкой частотой игнорируем. Смотрим также сезонность (нажимать «история запросов»), ищем максимумы и минимумы, средние значения, анализируем одним словом. Помним, что есть ещё Гугл. Можем грубо умножить данные в два раза. Таким образом уже можно сравнивать между собой разные сферы, понимать, где больше потребности, где меньше.

Ищем предложение конкурентов — ручками вбиваем запросы в поисковик. Как всегда анализируем. Концентрируемся на узконаправленных веб-ресурсах, а не на больших онлайн гипермаркетах. Почему? Потому что в разнопрофильных больших интернет-магазинах есть такая штука, как бренд, раздел может быть в данный момент экспериментально добавлен, для статуса или из других соображений. Эти сайты живут по другим правилам.

Одна из ловушек — отсутствие конкуренции. Вы займете весь виртуальный рынок или, что наиболее вероятно, прогорите. Всё просто, здесь нет покупателей, а вы что-то упускаете.

У вас есть офлайн магазин, он прекрасно существует и имеет продажи. Но это ничего не значит в онлайне. Возьмём те же мужские туфли. Даже при низкой цене и целевом трафике на сайт они могут не продаваться, если не попадают в возрастную группу. Начинаете разбираться. Оказывается, что на вашу площадку заходят посетители до 30-ти лет, а модели обуви рассчитаны на мужчин от 45-ти лет, которые предпочитают покупать в офлайне.

При планировании стратегии развития магазина, необходимо обязательно задавать себе вопрос «почему покупатель купит товар именно у меня?». Самые низкие цены — не исчерпывающий ответ на вопрос, хотя и очень хороший. Официальный представитель торговой марки, супербыстрая доставка, скидка на 10 процентов при опоздании курьера, обучение в пользовании. А может сделать меньше и проще, чем у конкурентов. Главное — творчески подходить и быть ярким на фоне остальных.

Создание сайта интернет-магазина.

Для начала стоит определиться, собственными силами вы собираетесь делать сайт интернет-магазина или обратитесь к специализирующейся на этом веб-студии. При первом варианте вы можете полностью сами освоить верстание и дизайн, при этом придётся затратить большое количество времени. Вариант подходит в том случае, если вы уже создавали сайты и имеете определённый навык. Всё-таки интернет-магазин довольно сложный комплекс с базами данных, а при желании сделать сайт своими руками начните с простого сайта-визитки.

Второй вариант DIY-сайта — сервисы, которые предлагают на базе своей платформы создать интернет-магазин быстро и легко. В этом случае есть два существенных недостатка:

  • Зависимость от компании, предоставляющей услуги по конструированию сайтов. В случае её ликвидации придётся всё начинать сначала. Если в случае ликвидации хостинг-компании можно легко перенести сайт в другое место имея резервную копию, то в данном — так не получится.
  • Минимальные возможности внесения технических изменений в сайт. Как показывает опыт нашей компании, это очень негативно сказывается на стадии seo-раскрутки, к которой рано или поздно приходят все. Аудит сайта показывает существенные недочёты в технической части, которые негативно влияют на его индексацию и ранжирование в поисковой выдаче. Попытки исправить что-либо в таком конструкторе сайтов не дают желаемых результатов и, в конце концов, приходится делать сайт по третьему варианту.

Третий вариант, самый обоснованно дорогой, но предоставляющий большую гибкость и широкие возможности. Это заказ сайта у веб-студии. В этом случае необходимо иметь собственное представление о сайтах, хотя бы минимальные познания. Прежде чем определиться с выбором студии стоит предварительно определиться с двумя моментами:

  • Дизайном.
  • Системой управления сайтом.

Чтобы определиться с внешним видом будущего сайта, стоит посетить страницы конкурентов в регионе, а также иностранном интернет-сегменте. Записать понравившиеся ресурсы. Стоит обратить внимание на структуру магазина, понравившиеся полезные дополнения. Получив этот список, дизайнер сможет сориентироваться в вашем вкусе. Оптимальней — нарисовать эскиз на компьютере или на бумажном листе. Но стоит помнить о главной цели магазина — продажах. Не стоит заказывать переполненный красивыми мелочами дизайн, так как они могут отвлекать посетителя от совершения транзакции. Дизайн должен служить общей цели магазина. Есть множество факторов в внешнем виде, которые влияют на продажи. Тема требует отдельной статьи. К примеру укажем цвет кнопки «КУПИТЬ». При изменении его на яркий часто значительно увеличивает количество покупателей с сайта при том же количестве посетителей.

Система управления сайтом

Предварительно следует определиться с системой управления сайтом (она же CMS, она же «движок сайта»). Уточнить, каким образом можно упростить загрузку на сайт информации о новых товарах, каким образом и в каком формате происходит импорт. Учесть синхронизацию информации с программой по ведению бухгалтерского учёта.

Следует учитывать, что при создании сайта на малораспространённой CMS могут возникнуть проблемы с подключением таких опций, как оплата через определённую платёжную систему или что-то иное. Если система управления сайтом разработана веб-студией для себя, то есть риск в будущем быть привязанным к конкретной фирме, так как в случае отказа от их услуг, внести изменения на сайте будет если не невозможно, то очень дорого. Безусловно, есть случаи, когда пользоваться такой CMS целесообразно: требуются специфические возможности, которые не реализованы на распространённых движках.

Наполнение сайта товарами.

Наполнение сайта товарами и их актуализация затратны по времени. Очень важно оптимизировать эту работу. Это всевозможная автоматизация и синхронизация с бухгалтерскими учётными программами. Информацию о товарных позициях следует структурировать. В самом начале кажется, что карточек товаров не много, и они запомнятся. Но первый, ошибочно высланный вместо заказанного товар с помощью неприятных слов покупателя меняет точку зрения.

Очередной подводный риф — неактуальные цены на сайте. Иногда это вина контент-менеджера, который не успел обновить данные. Также данные обстоятельства могут возникнуть по вине поставщика, который не прислал вовремя обновлённый прайс. Иметь запас товаров нет возможности, поэтому вы их берёте на складе после оплаты покупателем. У вас подключена платёжная система на сайте. Товар у вас уже купили по старой цене, а цена поднялась. Приходится решать вопрос с покупателем, поставщиком или продавать себе в убыток, дорожа репутацией.

Реклама и раскрутка сайта

Это одна из самых важных частей интернет бизнеса. Пока вас не знают и интернет-магазин находится на задворках поисковой выдачи — все прогрессивные идеи, низкие цены, качественные товары — всё неважно. Это супермаркет в лесу далеко за чертой города. Случайный грибник или рыбак зайдут, знакомые и родственники. Стоит начинать готовить магазин к рекламе на этапе разработки, а именно учитывать требования поисковой оптимизации.

Кроме раскрутки, необходимо уметь удерживать покупателей, привлекать их заходить на сайт снова и снова. Но это отдельная тема, требующая отдельных страниц.

Итого

Создание интернет-магазина — творческий, как и любой другой бизнес, процесс. Важно пробовать, начинать — и будет успех. Если не петь, никогда не научишься петь. Сфера интернет-торговли занимает с каждым днём новые ниши. Виртуальный мир отнимает от физического новые кусочки, делая успешными новых предпринимателей.